Статьи Клуба: аналитика, интервью, новости
Главная » 2011 Январь 10 » Бизнес на скидках - как можно заработать на групон-лихорадке?
Бизнес на скидках - как можно заработать на групон-лихорадке? |
Факторы, которые привлекают внимание разработчиков и инвесторов к группон-клонам: техническая простота исполнения сайта, элегантность бизнес-схемы, понятность и привлекательность идеи для конечного потребителя. Работает это так: сайт проекта заключает договоры с рядом ресторанов, развлекательных центров, салонов красоты и т. п. о реализации их услуг. Основное условие договора: услуги реализуются оптом и с большой скидкой — 50−90%. Ежедневно на сайте выставляется предложение, срок действия которого составляет 24 часа. Посетителям предлагается купить, например, поход в суши-бар, маникюр или сеанс массажа с очень солидной скидкой. Однако окончательно совершенной покупка становится только в том случае, если выкупается определенное количество купонов за день. Не купленные указываются на групон-сайте в онлайн-режиме. Это дополнительно стимулирует пользователей приглашать друзей и знакомых. Так как они лично заинтересованы в продаже нужного количества купонов для завершения сделки. При этом проект получает дополнительную бесплатную рекламу. Обычно групон-проект начинает работать в одном городе, создавая локальные предложения для его жителей (в России, как правило, в Москве). Но дальше руководство компании стремится создать как можно больше филиалов в разных городах. Каждый филиал получает раздел на сайте проекта, где размещает свои предложения и работает со своими клиентами. После покупки, которая оплачивается электронными деньгами, банковской картой или через терминалы, пользователю выдается для распечатки купон с кодом. Предъявив его в заведении, клиент получает приобретенные услуги. Весь процесс оплаты и получения купона автоматизирован. Нет физической доставки, нет необходимости хранить запас товаров, вести учет на складе и координировать работу курьеров, а также прочих нюансов логистики, которые в российских условиях являются постоянным кошмаром онлайн-продавцов реальных товаров в Рунете. К слову, тут можно вспомнить еще об одной инвестиционной прелести групон-проекта: для его реализации, по крайней мере на старте, достаточно небольшой команды. Проект очень компактен по штату и, следовательно, фонду оплаты труда. Бизнес-схема работы групон-клона проста и красива. На первом этапе, договорившись о скидке на ту или иную услугу с контрагентами, проект продает ее с несколько меньшей скидкой, либо с небольшой наценкой. Для примера: есть договоренность о продаже 100 купонов на посещение солярия со скидкой в60 %. Проект продает их со скидкой в 50%. От этого привлекательность предложения для конечного клиента не теряется, а сайт зарабатывает 10% от полной стоимости услуги на каждой продаже. На втором этапе, когда популярность проекта становится заметной, и его предложения получает значительное число потенциальных потребителей, групон-сайт договаривается с контрагентами о том, чтобы они предоставляли свои купоны на реализацию бесплатно. Объясняется это тем, что сам факт выставления предложения для многотысячной аудитории групон-сайта является рекламой заведения. Таким образом, прибылью проекта становятся уже все деньги, поступающие от клиентов. И, наконец, особо сильные игроки групон-фронта на третьем этапе своего развития не только получают купоны от заведений-контрагентов бесплатно, но еще и предлагают им доплачивать за рекламу, объясняя это многочисленностью своей аудитории и ее заинтересованностью именно в такого рода предложениях. Красивая, понятная схема.
Инвестиционная лихорадка вокруг групон-сайтов на западе началась непосредственно с Groupon.com (этот сильный игрок открывал и открывает все новые и новые филиалы в городах США, а последнее время и в других странах). Позже бациллы групон-инфекции перекинулись на Европу. В каждой из стран появлялись свои групон-клоны, воющие друг с другом за внимание локального потребителя. Хорошо помню, как в профильных онлайн-изданиях Германии журналисты широко использовали родившийся в те дни неологизм — Groupon-Fieber («групон-лихорадка»). Настолько много информации об инвестициях и сделках на групон-фронте поступало отовсюду. Одной из самых ярких европейских историй была история проекта CityDeal.de, построенного братьями Зауберами, которые ранее уже создали несколько успешных немецких стартапов — клонов американских сайтов. Запустив проект в начале 2010 года, за пару месяцев они смогли получить несколько инвестиционных траншей — каждый на несколько миллионов евро. Они вели бешеную рекламную активность, открывали представительства во всех крупных городах Германии и налаживали их бесперебойную работу. А это значит, что в каждом городе были созданы команды, которые строили отношения с контрагентами, формировали локальную маркетинговую политику и т. п. Бурное развитие привело к тому, что уже к лету клон был куплен своим прототипом. Groupon.com приобрел 100% компании. И сейчас, набирая в адресной строке CityDeal.de, клиент попадает на Groupon.de. Команда и управляющий аппарат, насколько мне известно, при этом не сменились.
В конце 2009 - начале 2010 влияние групон-лихорадки почувствовала и Россия. К лету 2010 года в Рунете появилось с десяток проектов подобного рода. В одной из летних программ Рунетологии мы общались с совладельцем и руководителем сайта Дарберри.Ру Еленой Масоловой. Она рассказывала о постоянном мощном росте проекта и очень амбициозных финансовых планах. Через полтора месяца после этой беседы проект Дарберри, как и немецкий CityDeal, был куплен Groupon.com. Хваткие американцы добрались и до Рунета. Сумма сделки не разглашалась, но Елена писала в онлайн-дискуссиях, что деньги очень достойные. Предположу, что имел место cash-out на несколько миллионов долларов. Для продажи курицы, несущей золотые яйца, нужен очень сильный мотив. Кстати, помнится, в той нашей летней беседе Елена рассказывала, что инвестиции в «Дарберри» были равны стоимости нескольких пицц, покупавшихся для «подкормки» программистов, которые создали первый сайт проекта за 15 дней. Для полной завершенности картины бизнес-привлекательности подобных проектов можно вспомнить о том, что этим летом российский фонд DST (Digital Sky Technologies) купил долю в Groupon.com. А DST и его главе Юрию Мильнеру нельзя отказать в проницательности. Именно DST в свое время вкладывался в развитие Mail.ru, «Одноклассников», «Вконтакте» и других веб-проектов, ставших впоследствии успешными бизнесами. Быть может, впечатлительные инвесторы, прочтя этот текст, ринутся на поиски групон-сайта для инвестиций, а впечатлительные предприниматели — команды программистов и ближайшей пиццерии. Однако, думается, что время создания полноценных золотоносных «куриц» в групон-сегменте Рунета прошло. Конкурировать широким фронтом с лидерами рынка типа Дарберри, Биглион, КупиКупон и другими будет сложновато. Они набрали клиентские базы данных, приобрели опыт, открыли свои филиалы в крупных городах. Однако говорить о том, что ниша групон-проектов в Рунете полностью освоена тоже нельзя. Во-первых, всегда есть «лобовой» путь: построив достойного конкурента уже существующим игрокам рынка, мощно вложиться в маркетинг и рекламу. Бюджет для этого потребуется весьма солидный, но при грамотном его расходовании овчинка может стоить выделки. Другой, менее затратный путь — найти способ «уйти в сегмент». Все города-миллионники уже имеют свои групон-сайты? Подумайте о построении подобных проектов в городах с населением в 500−900 тысяч. Таких в России десятки. И, в большинстве своем, там уже есть рынок, инфраструктура и потребитель для таких предложений. Кроме того, можно вспомнить, что есть и плотно интегрированные в Рунет крупные русскоговорящие города в Украине, Казахстане, Беларуси и в других стран бывшего Советского Союза. Путем создания представительств или отдельных бизнесов в этих странах уже работают многие интернет-компании. И по мере проникновения Интернета в тамошний быт российская «веб-интервенция» будет только усиливаться. Альтернативный вариант сегментации — создание тематических групон-сайтов. Скажем, предлагать купоны только от ресторанов и кафе, только по теме «красота и здоровье», только в направлении «активный отдых и спорт» и т. д. Таких сегментов можно найти немало. Один стартап, экспертизу которого я недавно проводил по просьбе коллег из управляющей компании, собирается сделать отдельные разделы групон-сайта для разных районов Москвы. Тоже, в общем, не лишено здравого смысла. Москва — огромный и широко интернетизированный город. Вполне может и получиться. Одним словом, ниша групон-проектов все еще может быть интересна для предпринимателей и инвесторов. Но прежде чем начинать подобный проект, поищите незанятый сегмент и убедитесь в его бизнес-перспективах, а дальше всё будет зависеть от ваших деловых качеств и удачливости. Источник материала: www.spiridonov.ru |
|
Порекомендуйте ее своим друзьям:
Оцените, пожалуйста, статью по пятибальной системе
Выскажите свое мнение оставьте комментарий!
А после этого рекомендуем почитать еще достаточно интересные статьи:
Всего оставлено комментариев: 0 | |