Редактор TechCrunch обвинил русских интернетчиков в плагиате – они полностью украли сайт и бизнес-идею американского стартапа Groupon. А что думают на этот счет сами короли рунета? UNOVA опросила экспертов и бизнесменов, и выяснила: когда речь идет о плагиате, они резко против, но вот творческое заимствование идей – почему бы и нет? Главный вопрос - где проходит граница между допустимым и недопустимым заимствованием.
Первым делом мы решили задать этот вопрос главе фонда AddVenture Елене Масоловой, ведь многие проекты ее фонда – отечественная версия успешных на западе идей. Например, последний запущенный Масоловой сервис ДарБерри подсмотрен у того же Groupon.
«Весь шум разгорелся из-за статьи «Делового Петербурга» о двух наших проектах Чип энд Дэйли (один товар со скидкой в день) и ДарБери (кафе, рестораны, спа со скидкой 50-80% каждый день), - говорит Елена Масолова. - Там был упомянут и полный клон американского проекта Groupon, полностью передравший их дизайн. Такие "клоуно-клоны" старик Аррингтон не любит и часто ругает».
Историю с полным копированием сайта Groupon Масолова считает неприемлемой и глупой: копипастеры украли сайт, но все, что стоит за сайтом – бизнес-процессы и опыт – украсть невозможно.
При этом сама Масолова признается: они продолжат искать перспективные идеи для своих проектов, в том числе и за рубежом. Если удастся подсмотреть что-то стоящее, привезти это в Россию и локализовать, то почему бы и нет?
«Мой пойнт в том, что такой хоккей нам, действительно, не нужен, но очень нужен другой. Не только "не стыдно", а просто необходимо смотреть на 3 года вперед на западный рынок, анализировать, что там уже сделано, на что потрачены инвесторские деньги, что получилось, а что нет, - говорит Масолова. - Мы это активно делаем - и читая TechCrunch, и снимая трубку, звоня в Сан-Франциско и Сиэтл, и прикидываясь клиентами или поставщиками Groupon. Стартаперы, которые тоннами шлют нам в AddVenture треш, - нет. А если не знаешь досконально аналоги, то не сможешь сделать свой проект. Речь, естественно, про нетехнологичные проекты, т.н. low-techs, где все инновации в бизнес-моделях. Здесь в принципе не изобрести велосипед, можно только оттюнинговать под местный рынок колеса и руль.
Отдельно, о клонах. Мы не только их не боимся, а регулярно хихикаем над очередным чудом. У Чипа уже 4 аналога в России. Пошлю им по почте какой-нибудь учебник - ребята не понимают, что веб-сайт - это максимум 1% от бизнеса, все самое сложное скрыто за этой картинкой. Попробуйте отстроить бизнес-процессы по поиску классный товаров для Чипа (у нас контакты с 300 поставщиков) или поиску сделок для ДарБери (у нас огромный и растущий сейлс-хаус в каждом из городов, их пока 2, скоро откроется еще 3, а до конца года будет 15), найдите себе регулярные источники трафика. Ну и наймите веб-дизайнера, не позориться же передранным под ноль дизайном».
Граница между банальным воровством и недопустимым заимствованием – штука нечеткая, сокрушается управляющий партнер ADJConsulting Андрей Зотов.
«Большинство интернет-проектов - это вывод на рынок новой услуги. Если рынок новую услугу принял хорошо, то почему нельзя начать ее оказывать в другой стране, на другом языке? Услуги, а также способы их оказания, чрезвычайно трудно поддаются охране даже в развитых юридических системах, - говорит эксперт. - Объекты авторского права защищены лучше, поэтому вряд ли кто-то будет отрицать, что беспардонное копирование книг, фильмов, музыки – нехороший поступок. Но вот копирование картин (даже великих живых мастеров) и их воспроизведение на любом веб-сайте или в любом журнале становится предметом обсуждения очень редко. Мы привыкли к тому, что дорогой оригинал и бесплатная копия - это норма!
Еще проще с онлайновыми услугами: первый, придумавший службу знакомств в интернете не может предъявлять претензий всем своим последователям; создатели социальных сетей воспроизводят единый, давно найденный образец онлайнового сервиса; на свете много свободно конкурирующих поисковых машин и каталогов...»
Научный руководитель Инновационного института при МФТИ Юрий Аммосов указывает на различия в законодательстве и культуре: «"разумного заимствования" в праве нет, есть "цитирование" и "свободное использование". Снятие дизайна - это однозначный плагиат. Бизнес-модель законом в РФ не защищена, в США - защищена. Однако в этом месяце ожидается решение прецедентного судебного дела, которое снова может сделать ее незащищенной». При этом Юрий Аммосов признается – он регулярно находит плагиат в проектах, которые приносят ему на экспертизу.
Как действуют отечественные инвесторы, столкнувшиеся с плагиатом?
«Бывают случаи, когда в проектах воспроизводятся элементы чужих сайтов, поддающиеся охране (дизайн, начертание торговых знаков, фотографии, тексты и пр.), - говорит Андрей Зотов. - Если нам удается такие случаи обнаружить, мы обращаем на них внимание владельцев проекта. Если владельцы относятся к этому безразлично, мы предпочитаем не работать с таким проектом.
Копировать чужой дизайн - не хорошо. Подхватить и развить чужую идею - может быть нарушением чьих-то прав, но может быть и разумным творчеством! Смотря какая идея и как она охраняется.
Так, вовсе не в Apple придумали идею использования нескольких точек на экране для диалогового взаимодействия (это применялось еще в старых, мейнфреймовских системах автоматизированного проектирования), но Apple вложила деньги в охрану своего права на использование принципа. На мой взгляд, это сомнительный поступок, ведь идея-то базовая, на уровне здравого смысла. Доводя до абсурда, г-н Аррингтон, что же, предлагает отказаться от носовых платков, если вдруг французы, которые ввели их в практику в 18 веке, защитят "принцип выдувания из носа между двух или более не полностью сжатых пальцев, придерживающих абсорбирующий тканый или нетканый материал"? Иной раз охрана прав собственности на нематериальные активы становится самоцелью».
«В лучшем случае, я готов признать за плагиатом вариант ученичества, но никогда не признаю результат плагиата достойным уважения и восхищения. Будь то "Волшебник изумрудного города" или краденый веб-сервис», - возражает Юрий Аммосов.
При этом образовательная ценность плагиата – штука сомнительная. Андрей Зотов напоминает – самые интересные проекты в области российского хай-тека были сделаны, во многом, самостоятельно.
«Апорт был раньше Рамблера, Рамблер был раньше Яндекса, а Яндекс был раньше Гугла», - говорит он, и приводит список чисто российских инноваций: прямой "обращатель" к посетителям сайтов Krible, проект "Наносемантика", систему онлайнового видео Tvigle, систему интеллектуального видеонаблюдения Orwell 2k.
«Так что не надо сравнивать Рунет с АвтоВАЗом», - резюмирует Зотов, тут есть свои оригинальные и качественные проекты, и плагиат, хоть и распространен, не задает тон.
Cтатья опубликована 08.04.2010. на www.unova.ru |